Педагогический дуэт

03 ноября 2020 г.
Система наставничества заслуживает самого пристального внимания как способ адаптации и профессионального становления молодого специалиста. Наставничество – это поддержка молодого учителя на пути развития собственного потенциала, а также выбора и профессионального становления в определенной сфере. Наставник обеспечивает соответствующее сопровождение, делится опытом, знаниями и поддерживает подопечного способом, который является эффективным и результативным. Технология «Педагогический дуэт» является ярким примером педагогики сотрудничества, способствующей самореализации молодых педагогов и формированию у них необходимых навыков в практической деятельности с помощью опытных наставников. Практика подтвердила высокую эффективность данной формы кооперации педагогического труда. Педагогический дуэт при определённой подготовке способен решать сложные организационно-педагогические, психолого-педагогические и методические проблемы, возникающие в работе с детьми. Опыт показал, что педагоги не только учатся друг у друга специфическим технологиям, методам и приёмам, но и создают новые, более продуктивные. Они помогают друг другу понимать особенности детского мышления и подбирать соответствующий учебный материал. Совместная работа создает атмосферу творческого поиска. Она побуждает коллег точнее оценивать конкретную ситуацию в классе и принимать оптимальные решения. Технология совместной работы построена на том, что в зависимости от поставленных задач, педагоги попеременно выполняют в ходе учебного занятия роли ведущего педагога и помощника, обеспечивая, таким образом, широкий спектр дифференциации и индивидуализации в обучении. Большое значение для успешной работы дуэта приобретают взаимозаменяемость и взаимоконтроль. Разные точки зрения педагогов на содержание деятельности детей, возможно противоречивые в начале совместной работы, обычно приходят к общему решению путем поиска компромисса и сближения профессиональных позиций. Вот почему в настоящее время технология педагогического дуэта успешно используются в
Педагоги с опытом, обладающие багажом методов работы, способных анализировать содержательность и результативность педагогической деятельности, ее последствия и жизненную ценность, зависит успешность молодого специалиста и его желание оставаться в этой профессии. Сегодня очень важно поднять статус наставника, ибо уже в недалеком будущем многие из них в рамках национальной системы учительского роста будут занимать должность «педагог-наставник»!
30 октября 2020 года педагогическая гостиная Школы передового опыта пригласила познакомиться с достижениями начинающих педагогов и их наставников.
Ежегодно кадровый состав Братского педагогического колледжа пополняется новыми педагогами. Большинство из них – педагоги, не имеющие опыта работы в системе среднего профессионального образования (воспитатели ДОУ, учителя школы, выпускники вузов, преподаватели-совместители). Примерно 1-2% из них составляют молодые специалисты. Перечисленные категории педагогов можно отнести к группе «начинающие педагоги». Педагоги проходят адаптационный период и осваивают новые условия деятельности, приобретают новые профессиональные компетенции. Сопроводительную функцию на этих этапах становления педагога могут и должны играть опытные педагоги-наставники колледжа.
Наставничество обусловлено следующими факторами: начинающие педагоги сегодня несут те же обязанности, что и их более опытные коллеги с самого начала своей трудовой деятельности; имеющиеся формы работы с начинающими, как правило, не предполагают индивидуализированного подхода к таким специалистам; современное законодательство пока не регулирует процесс наставничества ни в производственной, ни в педагогической деятельности; наставничество там, где оно существует, регулируется лишь на уровне локальных актов профессиональной образовательной организации. Как результат до 30% молодых педагогов уходят из образовательных организаций после первого года своей работы исчезает наставничество как педагогическое явление.
Наставники в колледже подбираются из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе и достижения в учебе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о работе в целом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Как правило наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств: коммуникабельностью, педагогическими навыками; профессиональными знаниями по специальности, личным желанием исполнять роль наставника. Преподаватель-наставник оказывает теоретическую и практическую помощь, способствует раскрытию творческого потенциала молодого преподавателя, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Опыт работы в качестве наставника дает возможность трансляции опыта, передачи знаний позволяет уберечь квалифицированных работников с большим педагогическим стажем от профессионального выгорания.
Наставническая практика в учреждении состоит из следующих этапов взаимодействия наставника и подопечного:
-
I-й этап – адаптационный на этом этапе определяется цель взаимодействия, устанавливаются отношения взаимопонимания и доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал, проблемы умений и способностей подопечных;
-
II-й этап – основной (проектировочный) на этом этапе происходит делегирование опыта (полномочий) на основе частичного включения подопечного в практику деятельности наставника. На данном этапе происходит так же выработка стиля наставничества и корректировка его профессиональных умений;
-
III-й этап – контрольно-оценочный определяется уровень сформированности профессиональных компетенций, корпоративной культуры и степень готовности подопечного к выполнению профессиональных обязанностей.
По окончанию срока наставничества (срок определяется договорным соглашением) составляется отчет как наставником, так и подопечным, после чего процесс считается завершенным. Одним из условий эффективного взаимодействия наставника и подопечного на всех этапах является обратная связь, обеспечивающая доверительные отношения, своевременную корректировку действий, результативность взаимодействия. Так же подтверждает факт сокращения сроков подготовки начинающих педагогов к аттестации на квалификационную категорию по должности, а также повышение уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью в течение периода осуществления наставничества.
Ключевыми факторами успеха данной технологии являются заинтересованность наставников в воспитании молодых кадров; желание молодых специалистов закрепиться в профессии и добиться успеха; заинтересованность администрации в сохранении и преемственности поколений, аккумуляции и трансляции педагогического опыта в профессиональном сообществе на уровне организации.
Таким образом, наставническая практика решает комплекс актуальных задач для образовательного учреждения:
- создание оптимальных условий «вхождения» в профессиональную деятельность начинающих педагогов;
- обеспечение индивидуального сопровождения процесса становления начинающего педагога;
- обеспечение системности профессионального становления начинающего педагога;
- снижение риска «оттока» молодых кадров из ПОО;
- обеспечение непрерывного обучения самих наставников;
- обеспечение психологической составляющей обучения наставников студентов конкурсантов.
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Электронная приёмная директора
/citizens/priemnaya/
-
Министерство образования Иркутской области
https://irkobl.ru/sites/minobr/
-
Министерство просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru