Индекс благополучия российского образования

28 сентября 2020 г.
Дорогие друзья!
Прошлый учебный год стал уникальным в истории зарубежного и российского образования, поскольку в связи с пандемией коронавируса образовательные организации несколько месяцев вели и завершали его в формате дистанционного обучения.
В период, когда пандемия была в самом разгаре, Федеральный институт развития образования (ФИРО РАНХиГС) инициировал проведение масштабного исследования по изучению климата образовательной среды и образовательных отношений.
В связи с чем было решено провести такое исследование? Несмотря на то, что в период самоизоляции было сложно всем участникам образовательных отношений, детям, оказалось особенно сложно и физически, и эмоционально. Был нарушен привычный график посещения детских садов и обучения в школе, не было «живого общения» в кругу друзей, У многих родителей сначала была некоторая эйфория от возможности ежедневно проводить больше времени с детьми, а не только в выходные дни. Но быстро на смену эйфории пришли усталость и утомление, как у детей, так и взрослых.
В ходе исследования важно понять, как помочь детям, родителям и учителям справиться с эмоциональной нагрузкой, провоцирующей «панические атаки» в условиях пандемической ситуации.
Исследование получило название «Индекс благополучия» и было направлено на изучение представления субъектов образовательных отношений (в сфере общего образования и среднего профессионального образования) о социально-психологическом благополучии образовательной организации, в том числе в условиях продолжающейся пандемии и профилактики коронавируса.
Все участники образовательного процесса в равной степени заинтересованы в создании благоприятной атмосферы, но не всегда все зависит от желания конкретного человека, в жизнь вмешиваются внешние факторы среды. Взгляды, отношения мнения учителей, учеников, родителей, руководителей школ, а также представителей среднего профессионального образования являются наиболее объективной оценкой состояния дел в системе российского образования.
Ключевыми направлениями исследования стали:
Информированность (знание о состоянии дел в образовании и конкретных организациях, источники получения информации, открытость системы, интерес субъектов образовательного процесса к новой информации о сфере образования)
Взаимоотношения (взаимодействия между различными субъектами образования, имеющие положительную (в том числе мотивирование) и отрицательную направленность, вовлеченность в образовательный процесс, которая выражается действиями, активностью субъектов)
Комфортность (состояние среды, в которой пребывают участники образовательного процесса, включая наличие возможностей для дистанционного обучения, условия труда, возможность доступа к электронным образовательным ресурсам, современное оборудование, время нахождения в таких условиях, желание находится в образовательной организации, достижение образовательных результатов посредством организации образовательной среды (реальной и виртуальной).
Готовность к изменениям или система установок к инновационной деятельности (необходимость, целесообразность изменений, роль каждого участника образовательного процесса в изменениях, цифровая трансформация, готовность к изменениям, их восприятие).
Исследование «Индекс благополучия» будет проводиться в течение 2020-2021 учебного года каждые 3-4 месяца и нацелено не только на выявление значимых преимуществ российского образования, но и определение тех проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности участники образовательных отношений. Формат исследования позволит выявить динамику изменений в каждой группе респондентов, и создать обобщенный образ российской системы общего и среднего профессионального образования.
Проведенное пробное исследование в конце прошлого учебного года, показало высокую востребованность обратной связи, как для педагогов, так и для обучающихся, и их родителей. Активный отклик, быстрые ответы, а главное, подробное описание реальной ситуации даже в необязательных для заполнения полях, показали актуальность, своевременность и необходимость такого исследования. Эмоциональность ответов продемонстрировала заинтересованность в создании благоприятного климата в системе общего и среднего профессионального образования, желания всех участвовать в создании благополучия в образования, а также позволило выявить наиболее острые проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса. Участники пробного этапа исследования отметили, что им было интересно отвечать на вопросы анкеты, в которой затронуты важные для них темы.
Известный израильский историк Юваль Ной Харари в своих публикациях писал, что единственный способ победить коронавирус – это налаживание кооперации и доверия между людьми, между государствами. «Если эта эпидемия приведет к большей разобщенности и недоверию среди людей, это станет великой победой вируса. Когда люди ссорятся – вирусы удваиваются». Мы надеемся, что в ходе исследования будут получены ответы на вопросы о том, как эффективно выстраивать в новых условиях диалог между взрослыми и детьми так, чтобы процесс обучения стал продуктивным и создавалось благоприятное пространство для творчества и радости от образовательной деятельности.
Приглашаем Вас принять участие в опросе с 22 сентября по 12 октября 2020 года, заполнив опросный лист по следующей ссылке!
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Электронная приёмная директора
/citizens/priemnaya/
-
Министерство образования Иркутской области
https://irkobl.ru/sites/minobr/
-
Министерство просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru